Решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2014 по делу N А35-6350/2013 <Об отказе в удовлетворении требования о признании недействующим постановления Администрации г. Курска от 24.02.2009 N 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении N 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу № А35-6350/2013
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 31 марта 2014 г.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Морозовой М.Н., судей Силаковой О.Н., Матвеевой О.А., рассмотрел в судебном заседании, в помещении Арбитражного суда Курской области по адресу: г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25, дело по заявлению
ТСЖ "Созидатели"
к Администрации г. Курска
при участии Прокурора Курской области
о признании постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части.
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: Головачев А.Н. по доверенности от 01.10.2011 сроком на 3 года; от заинтересованного лица: Щеглова Н.Г. по доверенности № 432/03.3.01-31 от 06.05.2013 сроком на 3 года, Дворцова Т.В. по доверенности № 797/03.3.01-31 от 28.08.2013 сроком на 1 год, от прокурора: Тинькова Т.Н. по служебному удостоверению.
Товарищество собственников жилья "Созидатели" (далее также - ТСЖ "Созидатели", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" (далее также - Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191) в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части.
Определением Арбитражного суда Курской области от 02.09.2013 в связи с удовлетворением ходатайства Прокурора Курской области о вступлении в дело, последний привлечен к его участию.
Определением Арбитражного суда Курской области от 13.01.2014 отказано в удовлетворении ходатайства МУП "Спецавтобаза по уборке г. Курска", ООО "ЭкоТранс" о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку, как следует из материалов дела, оспариваемое постановление подпадает под определение нормативного правового акта, так как представляет собой акт органа местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Следовательно, принимая во внимание категорию спора - оспаривание нормативных правовых актов, учитывая круг доказывания, определенного в рамках настоящего дела, с учетом предмета настоящего спора и требований действующего законодательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ходатайств МУП "Спецавтобаза по уборке г. Курска", ООО "ЭкоТранс" о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 отказано в удовлетворении ходатайства ТСЖ "Созидатели" о назначении судебно-экономической экспертизы, поскольку заявителем не представлено исчерпывающего обоснования необходимости проведения судебно-экономической экспертизы, с учетом статей 67, 68, 82 АПК РФ, предмета и оснований заявленных требований, мнения участников процесса и представленных по делу документов и документальных доказательств.
Определением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 отказано в удовлетворении письменного ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по делу, поскольку суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что, в связи с применением при рассмотрении дела № А35-4902/2011 к товариществу собственников жилья "Созидатели" оспариваемого постановления Администрации г. Курска № 191 от 24 февраля 2009 года, заявитель имеет законные основания для оспаривания в рамках настоящего дела № А35-6350/2013 постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м.
Представители заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме. Возражали против удовлетворения повторно заявленного устного ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по настоящему делу.
Представители Администрации г. Курска возражали против удовлетворения заявленных требований заявителя согласно доводам обобщенного отзыва. Поддержали заявленное повторно устное ходатайство о прекращении производства по настоящему делу, указав в судебном заседании, что доводы в отношении указанного ходатайства остаются аналогичными ранее изложенным в отношении заявленного ранее письменного ходатайства о прекращении производства по настоящему делу, в удовлетворении которого определением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 было отказано.
Прокурор Курской области возражал по существу заявленного требования по основаниям, изложенным в письменном мнении. Возражал против удовлетворения повторно заявленного устного ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по настоящему делу.
Рассмотрев повторное устное ходатайство Администрации г. Курска о прекращении производства по настоящему делу, суд отказывает в удовлетворении последнего, поскольку, оценив имеющиеся в материалах доказательства, суд пришел к выводу о том, что, в связи с применением при рассмотрении дела № А35-4902/2011 к товариществу собственников жилья "Созидатели" оспариваемого постановления Администрации г. Курска № 191 от 24 февраля 2009 года, могли быть затронуты права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, в связи с чем, дело № А35-6350/2013 подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
ТСЖ "Созидатели" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034637004016, расположено по адресу: 305018, г. Курск, ул. Серегина, 24.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Созидатели" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части.
Постановлением Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 были утверждены сметы стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в зависимости от видов инженерного оборудования и степени благоустройства многоквартирных домов, согласно приложениям 1 - 11; в смете, указанной в приложении № 2 к постановлению Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191, установлены размер платы: - за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора, - в сумме 92 копейки за 1 кв. м; - захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в сумме 6 коп. за 1 кв. м.
Считая Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 в части установления в Приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части, ТСЖ "Созидатели" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, уточнении, пояснениях и дополнениях к нему, в отзыве на заявление с дополнениями, письменных мнениях Администрации города Курска, Прокурора Курской области, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд полагает требование ТСЖ "Созидатели" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определение нормативного правового акта содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Так, под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Нормативный правовой акт должен быть издан в установленном законом порядке и опубликован в источниках средств массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Согласно материалам дела, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным, сфера его действия относится к общественным отношениям, регулирующих плату за жилое помещение, устанавливает стоимость и перечни работ и услуг, включенных в размер платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, в связи с чем, оспаривание названного правового акта должно осуществляться в порядке главы 23 АПК РФ.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемый акт в полном объеме.
Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 опубликовано в газете "Городские известия", № 25 - 26, 28.02.2009.
В связи с изданием постановления Администрации г. Курска от 25.12.2012 № 4638 с 1 января 2013 года оспариваемый нормативный акт утратил силу.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58, если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также, если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курской области от 27.06.2012 по делу № А35-4902/2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа, с ТСЖ "Созидатели" в пользу ООО "Экотранс" взыскано неосновательное обогащение в сумме 160223 руб. 53 коп., составляющее неполученные доходы от оказанных услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО. При этом расчет суммы неосновательного обогащения, как следует из судебного решения, осуществлен с применением положений постановления Администрации города Курска от 24.02.2009 № 191, оспариваемых заявителем. При указанных обстоятельствах, оспариваемым актом могли быть затронуты права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, в связи с чем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению по существу.
По смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее также - Правила № 491).
В соответствии с подп. "д" п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 21.11.2007 № ГКПИ07-985 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491".
Пунктом 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 принято во исполнение Решения Курского городского Собрания от 25.12.2008 № 137-4-ОС (ред. от 12.05.2009) "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за наем)"
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в рамках компетенции, предоставленной законом.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращения с отходами - это деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, сбор, транспортировка и утилизация отходов представляет собой технологические этапы единого процесса по обороту отходов.
В соответствии с пунктом 26 раздела III Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов включены в минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенными в письме от 03.10.2008 № 25080-СК/14, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. При согласии потребителя, согласно указанным разъяснениям, стоимость утилизации отходов может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Учитывая, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления, арбитражный суд приходит к выводу, что Администрация города Курска, являясь собственником муниципального жилого фонда, имела право на включение в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном жилом фонде стоимости услуг по утилизации ТБО.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 установлены ставки платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, включая захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, исходя из стоимости услуг за 1 кв. м.
Таким образом, плата за сбор, транспортировку и захоронение твердых бытовых отходов, включенная в содержание общего имущества многоквартирного дома, установленная из расчета площади многоквартирного дома, соответствует положениям ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Такая плата устанавливается за 1 кв. м одинаковой для всех собственников жилых и нежилых помещений и не является расходами на сбор, транспортировку ТБО как оказываемой самостоятельно услуги.
В связи с указанным, довод заявителя об установлении платы из расчета на 1 куб. м, не основан на нормах закона. Так арбитражный суд, оценив в соответствии с частью 5 статьи 194 АПК РФ указанный довод заявителя в рамках проверки оспариваемого акта на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимая во внимание сформулированные заявителем материально-правовые требования при указанных правовых основаниях, приходит к выводу о том, что ссылки заявителя на Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, на постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.11.2010 № 154, постановления Администрации города Курска от 22.11.2010 № 3857 и от 19.03.2009 № 284, которыми установлены тарифы на услуги по сбору и транспортировке бытовых отходов, оказываемых МУП "Спецавтобаза" по уборке города Курска, являются необоснованными, поскольку перечисленные правовые акты не регулируют отношения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах.
Довод заявителя о том, что в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, органом местного самоуправления превышены полномочия по установлению платы за захоронение ТБО, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку перечисленные правовые акты не регулируют установление платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов.
При этом регулируемый тариф на оказание услуги по захоронению ТБО должен быть учтен при установлении размера платы по данному виду услуги, включенному в состав работ и услуг по содержанию многоквартирного дома.
В свою очередь, методики расчета платы за содержание и ремонт жилья, включая услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов, действующим законодательством не установлено.
Из представленного Администрацией города Курска расчета следует, что, учитывая тарифы на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритный мусор от населения, установленные постановлением Администрации города Курска от 19.03.2009 № 284 "Об установлении тарифа на услуги по сбору и транспортировке бытовых отходов, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Спецавтобаза по уборке города Курска", в размере соответственно 133,95 руб./куб. м и 121,89 руб./куб. м, нормы накопления ТБО и КГМ, утвержденные постановлением Администрации города Курска от 30.12.2005 № 3786, в размере 1,384 куб. м/год и 0,14 куб. м/год на одного жителя, органом местного самоуправления определена стоимость услуги по сбору и транспортировке отходов на одного жителя в год. Исходя, из общей суммы затрат по производству данной услуги на 1 жителя в год, определены помесячные затраты стоимости указанной услуги.
Учитывая, что согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в расчете на 1 кв. м жилого помещения, органом местного самоуправления для расчета сметы стоимости работ и услуг, включенных в указанную плату, использована социальная норма жилья, приходящаяся на 1 человека, в размере 18 кв. м.
Таким образом, в смету стоимости услуг, входящих в плату за содержание и ремонт жилого помещения, органом местного самоуправления включены услуги по сбору и вывозу ТБО в размере 0,84 руб./кв. м и по сбору и транспортировке КГМ в сумме 0,08 руб./кв. м.
Аналогичным способом произведен расчет захоронения (утилизации) ТБО и КГМ с учетом установленного решением Курского Городского собрания от 18.09.2008 № 65-4-РС тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов в размере 8,60 руб. за 1 куб. м.
Следовательно, с учетом отсутствия установленного правовым актом порядка расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то обстоятельство, что представленный органом местного самоуправления расчет основан на утвержденных экономически обоснованных тарифах на услуги по обороту отходов, утвержденных нормативах отходов и представляет собой простую арифметическую операцию, произведенный расчет оспариваемой стоимости названных услуг является логическим и объективно обоснованным.
В то же время, заявителем не указан нормативный акт, которому бы не соответствовал расчет стоимости услуг по сбору, транспортировке и утилизации ТБО, включенный в плату за содержание и ремонт жилого помещения, представленный Администрацией города Курска.
Суд считает, что контррасчет стоимости услуг по сбору и транспортировке отходов, представленный заявителем, является необоснованным, поскольку последний рассчитан из тарифа на услуги по утилизации отходов для МУП "Спецавтобазы" без учета требования закона об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на 1 кв. м.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, захоронение отходов и их изоляция являются единым технологическим этапом в процессе оборота ТБО, т.е. представляют собой аналогичные действия, в связи с чем, указание в Приложении № 2 постановлении Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 на вид услуги "Захоронение (изоляция) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора" соответствует действующему законодательству. Довод заявителя о том, что это разные виды услуг не основан на нормах действующего законодательства.
Так, Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, в том числе выделяет перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, согласно которому выделены такие виды отходов как код 9110010001004 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и код 9110020001005 - отходы из жилищ крупногабаритные.
Довод заявителя о том, что крупногабаритные отходы включаются в состав твердых бытовых отходов, является необоснованным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, указанное в оспариваемом нормативном акте выделение из состава твердых бытовых отходов крупногабаритного мусора соответствует требованиям законодательства.
Довод заявителя о том, что ТСЖ "Созидатели" оплатило услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов в полном объеме, без учета площади, на которую услуги не оказывались, в связи с чем нарушен п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006, не может быть принято во внимание, поскольку обстоятельства конкретного дела о взыскании с ТСЖ "Созидатели" в виде неосновательного обогащения стоимости услуг по обороту ТБО не имеют отношения к рассмотрению настоящего дела, поскольку предметом оспаривания в настоящем деле является нормативный акт и проверка последнего на соответствие закону, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Указанное положение закона закреплено также в пункте 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом оспариваемым постановлением утверждены сметы стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Применение установленной платы в отношении собственников помещений в многоквартирном доме возможно в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, применение оспариваемого постановления в отношении ТСЖ "Созидатели" в решении Арбитражного суда Курской области по делу № А35-4902/2011 не может нарушать права собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое применение предусмотрено законом. В то же время, заявитель в силу действующего законодательства имеет право оспаривания судебного акта, которым к ТСЖ "Созидатели" применен оспариваемый нормативный акт.
В связи с указанным, заявителем не доказано нарушение его прав спорным нормативным актом. Более того, несогласие с применением указанного правового акта при расчете суммы неосновательного обогащения, взысканной с ТСЖ "Созидатели", само по себе не может служить доказательством нарушения прав ТСЖ "Созидатели" и основанием к отмене нормативного акта.
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
Таким образом, с учетом норм, установленных статьей 71 АПК РФ, представленных в материалы дела доказательств в их взаимосвязи и совокупности, арбитражный суд считает, что постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м соответствует нормам статей 39, 145, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает требование ТСЖ "Созидатели" необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими полностью или в части.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, которым последняя была уплачена в полном объеме при обращении в суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 17, 27, 29, 110, 159, 167 - 170, 176, 180, 181, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по делу отказать.
Признать постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в Приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м соответствующим статьям 39, 145, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 6, 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, пунктам 1, 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в связи с чем, в удовлетворении заявленного ТСЖ "Созидатели" требования отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Калуга в течение месяца со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий
М.Н.МОРОЗОВА
Судья
О.Н.СИЛАКОВА
Судья
О.А.МАТВЕЕВА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу № А35-6350/2013
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 31 марта 2014 г.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Морозовой М.Н., судей Силаковой О.Н., Матвеевой О.А., рассмотрел в судебном заседании, в помещении Арбитражного суда Курской области по адресу: г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25, дело по заявлению
ТСЖ "Созидатели"
к Администрации г. Курска
при участии Прокурора Курской области
о признании постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части.
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: Головачев А.Н. по доверенности от 01.10.2011 сроком на 3 года; от заинтересованного лица: Щеглова Н.Г. по доверенности № 432/03.3.01-31 от 06.05.2013 сроком на 3 года, Дворцова Т.В. по доверенности № 797/03.3.01-31 от 28.08.2013 сроком на 1 год, от прокурора: Тинькова Т.Н. по служебному удостоверению.
Товарищество собственников жилья "Созидатели" (далее также - ТСЖ "Созидатели", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" (далее также - Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191) в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части.
Определением Арбитражного суда Курской области от 02.09.2013 в связи с удовлетворением ходатайства Прокурора Курской области о вступлении в дело, последний привлечен к его участию.
Определением Арбитражного суда Курской области от 13.01.2014 отказано в удовлетворении ходатайства МУП "Спецавтобаза по уборке г. Курска", ООО "ЭкоТранс" о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку, как следует из материалов дела, оспариваемое постановление подпадает под определение нормативного правового акта, так как представляет собой акт органа местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Следовательно, принимая во внимание категорию спора - оспаривание нормативных правовых актов, учитывая круг доказывания, определенного в рамках настоящего дела, с учетом предмета настоящего спора и требований действующего законодательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ходатайств МУП "Спецавтобаза по уборке г. Курска", ООО "ЭкоТранс" о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 отказано в удовлетворении ходатайства ТСЖ "Созидатели" о назначении судебно-экономической экспертизы, поскольку заявителем не представлено исчерпывающего обоснования необходимости проведения судебно-экономической экспертизы, с учетом статей 67, 68, 82 АПК РФ, предмета и оснований заявленных требований, мнения участников процесса и представленных по делу документов и документальных доказательств.
Определением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 отказано в удовлетворении письменного ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по делу, поскольку суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что, в связи с применением при рассмотрении дела № А35-4902/2011 к товариществу собственников жилья "Созидатели" оспариваемого постановления Администрации г. Курска № 191 от 24 февраля 2009 года, заявитель имеет законные основания для оспаривания в рамках настоящего дела № А35-6350/2013 постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м.
Представители заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме. Возражали против удовлетворения повторно заявленного устного ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по настоящему делу.
Представители Администрации г. Курска возражали против удовлетворения заявленных требований заявителя согласно доводам обобщенного отзыва. Поддержали заявленное повторно устное ходатайство о прекращении производства по настоящему делу, указав в судебном заседании, что доводы в отношении указанного ходатайства остаются аналогичными ранее изложенным в отношении заявленного ранее письменного ходатайства о прекращении производства по настоящему делу, в удовлетворении которого определением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 было отказано.
Прокурор Курской области возражал по существу заявленного требования по основаниям, изложенным в письменном мнении. Возражал против удовлетворения повторно заявленного устного ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по настоящему делу.
Рассмотрев повторное устное ходатайство Администрации г. Курска о прекращении производства по настоящему делу, суд отказывает в удовлетворении последнего, поскольку, оценив имеющиеся в материалах доказательства, суд пришел к выводу о том, что, в связи с применением при рассмотрении дела № А35-4902/2011 к товариществу собственников жилья "Созидатели" оспариваемого постановления Администрации г. Курска № 191 от 24 февраля 2009 года, могли быть затронуты права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, в связи с чем, дело № А35-6350/2013 подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
ТСЖ "Созидатели" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034637004016, расположено по адресу: 305018, г. Курск, ул. Серегина, 24.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Созидатели" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании постановления Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части.
Постановлением Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 были утверждены сметы стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в зависимости от видов инженерного оборудования и степени благоустройства многоквартирных домов, согласно приложениям 1 - 11; в смете, указанной в приложении № 2 к постановлению Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191, установлены размер платы: - за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора, - в сумме 92 копейки за 1 кв. м; - захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в сумме 6 коп. за 1 кв. м.
Считая Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 в части установления в Приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в данной части, ТСЖ "Созидатели" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, уточнении, пояснениях и дополнениях к нему, в отзыве на заявление с дополнениями, письменных мнениях Администрации города Курска, Прокурора Курской области, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд полагает требование ТСЖ "Созидатели" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определение нормативного правового акта содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Так, под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Нормативный правовой акт должен быть издан в установленном законом порядке и опубликован в источниках средств массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Согласно материалам дела, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным, сфера его действия относится к общественным отношениям, регулирующих плату за жилое помещение, устанавливает стоимость и перечни работ и услуг, включенных в размер платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, в связи с чем, оспаривание названного правового акта должно осуществляться в порядке главы 23 АПК РФ.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемый акт в полном объеме.
Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 опубликовано в газете "Городские известия", № 25 - 26, 28.02.2009.
В связи с изданием постановления Администрации г. Курска от 25.12.2012 № 4638 с 1 января 2013 года оспариваемый нормативный акт утратил силу.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58, если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также, если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курской области от 27.06.2012 по делу № А35-4902/2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа, с ТСЖ "Созидатели" в пользу ООО "Экотранс" взыскано неосновательное обогащение в сумме 160223 руб. 53 коп., составляющее неполученные доходы от оказанных услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО. При этом расчет суммы неосновательного обогащения, как следует из судебного решения, осуществлен с применением положений постановления Администрации города Курска от 24.02.2009 № 191, оспариваемых заявителем. При указанных обстоятельствах, оспариваемым актом могли быть затронуты права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, в связи с чем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению по существу.
По смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее также - Правила № 491).
В соответствии с подп. "д" п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 21.11.2007 № ГКПИ07-985 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491".
Пунктом 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 принято во исполнение Решения Курского городского Собрания от 25.12.2008 № 137-4-ОС (ред. от 12.05.2009) "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за наем)"
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в рамках компетенции, предоставленной законом.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращения с отходами - это деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, сбор, транспортировка и утилизация отходов представляет собой технологические этапы единого процесса по обороту отходов.
В соответствии с пунктом 26 раздела III Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов включены в минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенными в письме от 03.10.2008 № 25080-СК/14, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. При согласии потребителя, согласно указанным разъяснениям, стоимость утилизации отходов может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Учитывая, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления, арбитражный суд приходит к выводу, что Администрация города Курска, являясь собственником муниципального жилого фонда, имела право на включение в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном жилом фонде стоимости услуг по утилизации ТБО.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 установлены ставки платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, включая захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, исходя из стоимости услуг за 1 кв. м.
Таким образом, плата за сбор, транспортировку и захоронение твердых бытовых отходов, включенная в содержание общего имущества многоквартирного дома, установленная из расчета площади многоквартирного дома, соответствует положениям ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Такая плата устанавливается за 1 кв. м одинаковой для всех собственников жилых и нежилых помещений и не является расходами на сбор, транспортировку ТБО как оказываемой самостоятельно услуги.
В связи с указанным, довод заявителя об установлении платы из расчета на 1 куб. м, не основан на нормах закона. Так арбитражный суд, оценив в соответствии с частью 5 статьи 194 АПК РФ указанный довод заявителя в рамках проверки оспариваемого акта на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимая во внимание сформулированные заявителем материально-правовые требования при указанных правовых основаниях, приходит к выводу о том, что ссылки заявителя на Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, на постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.11.2010 № 154, постановления Администрации города Курска от 22.11.2010 № 3857 и от 19.03.2009 № 284, которыми установлены тарифы на услуги по сбору и транспортировке бытовых отходов, оказываемых МУП "Спецавтобаза" по уборке города Курска, являются необоснованными, поскольку перечисленные правовые акты не регулируют отношения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах.
Довод заявителя о том, что в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, органом местного самоуправления превышены полномочия по установлению платы за захоронение ТБО, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку перечисленные правовые акты не регулируют установление платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов.
При этом регулируемый тариф на оказание услуги по захоронению ТБО должен быть учтен при установлении размера платы по данному виду услуги, включенному в состав работ и услуг по содержанию многоквартирного дома.
В свою очередь, методики расчета платы за содержание и ремонт жилья, включая услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов, действующим законодательством не установлено.
Из представленного Администрацией города Курска расчета следует, что, учитывая тарифы на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритный мусор от населения, установленные постановлением Администрации города Курска от 19.03.2009 № 284 "Об установлении тарифа на услуги по сбору и транспортировке бытовых отходов, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Спецавтобаза по уборке города Курска", в размере соответственно 133,95 руб./куб. м и 121,89 руб./куб. м, нормы накопления ТБО и КГМ, утвержденные постановлением Администрации города Курска от 30.12.2005 № 3786, в размере 1,384 куб. м/год и 0,14 куб. м/год на одного жителя, органом местного самоуправления определена стоимость услуги по сбору и транспортировке отходов на одного жителя в год. Исходя, из общей суммы затрат по производству данной услуги на 1 жителя в год, определены помесячные затраты стоимости указанной услуги.
Учитывая, что согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в расчете на 1 кв. м жилого помещения, органом местного самоуправления для расчета сметы стоимости работ и услуг, включенных в указанную плату, использована социальная норма жилья, приходящаяся на 1 человека, в размере 18 кв. м.
Таким образом, в смету стоимости услуг, входящих в плату за содержание и ремонт жилого помещения, органом местного самоуправления включены услуги по сбору и вывозу ТБО в размере 0,84 руб./кв. м и по сбору и транспортировке КГМ в сумме 0,08 руб./кв. м.
Аналогичным способом произведен расчет захоронения (утилизации) ТБО и КГМ с учетом установленного решением Курского Городского собрания от 18.09.2008 № 65-4-РС тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов в размере 8,60 руб. за 1 куб. м.
Следовательно, с учетом отсутствия установленного правовым актом порядка расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то обстоятельство, что представленный органом местного самоуправления расчет основан на утвержденных экономически обоснованных тарифах на услуги по обороту отходов, утвержденных нормативах отходов и представляет собой простую арифметическую операцию, произведенный расчет оспариваемой стоимости названных услуг является логическим и объективно обоснованным.
В то же время, заявителем не указан нормативный акт, которому бы не соответствовал расчет стоимости услуг по сбору, транспортировке и утилизации ТБО, включенный в плату за содержание и ремонт жилого помещения, представленный Администрацией города Курска.
Суд считает, что контррасчет стоимости услуг по сбору и транспортировке отходов, представленный заявителем, является необоснованным, поскольку последний рассчитан из тарифа на услуги по утилизации отходов для МУП "Спецавтобазы" без учета требования закона об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на 1 кв. м.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, захоронение отходов и их изоляция являются единым технологическим этапом в процессе оборота ТБО, т.е. представляют собой аналогичные действия, в связи с чем, указание в Приложении № 2 постановлении Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 на вид услуги "Захоронение (изоляция) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора" соответствует действующему законодательству. Довод заявителя о том, что это разные виды услуг не основан на нормах действующего законодательства.
Так, Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, в том числе выделяет перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, согласно которому выделены такие виды отходов как код 9110010001004 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и код 9110020001005 - отходы из жилищ крупногабаритные.
Довод заявителя о том, что крупногабаритные отходы включаются в состав твердых бытовых отходов, является необоснованным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, указанное в оспариваемом нормативном акте выделение из состава твердых бытовых отходов крупногабаритного мусора соответствует требованиям законодательства.
Довод заявителя о том, что ТСЖ "Созидатели" оплатило услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов в полном объеме, без учета площади, на которую услуги не оказывались, в связи с чем нарушен п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006, не может быть принято во внимание, поскольку обстоятельства конкретного дела о взыскании с ТСЖ "Созидатели" в виде неосновательного обогащения стоимости услуг по обороту ТБО не имеют отношения к рассмотрению настоящего дела, поскольку предметом оспаривания в настоящем деле является нормативный акт и проверка последнего на соответствие закону, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Указанное положение закона закреплено также в пункте 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом оспариваемым постановлением утверждены сметы стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Применение установленной платы в отношении собственников помещений в многоквартирном доме возможно в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, применение оспариваемого постановления в отношении ТСЖ "Созидатели" в решении Арбитражного суда Курской области по делу № А35-4902/2011 не может нарушать права собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое применение предусмотрено законом. В то же время, заявитель в силу действующего законодательства имеет право оспаривания судебного акта, которым к ТСЖ "Созидатели" применен оспариваемый нормативный акт.
В связи с указанным, заявителем не доказано нарушение его прав спорным нормативным актом. Более того, несогласие с применением указанного правового акта при расчете суммы неосновательного обогащения, взысканной с ТСЖ "Созидатели", само по себе не может служить доказательством нарушения прав ТСЖ "Созидатели" и основанием к отмене нормативного акта.
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
Таким образом, с учетом норм, установленных статьей 71 АПК РФ, представленных в материалы дела доказательств в их взаимосвязи и совокупности, арбитражный суд считает, что постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м соответствует нормам статей 39, 145, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает требование ТСЖ "Созидатели" необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими полностью или в части.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, которым последняя была уплачена в полном объеме при обращении в суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 17, 27, 29, 110, 159, 167 - 170, 176, 180, 181, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении ходатайства Администрации г. Курска о прекращении производства по делу отказать.
Признать постановление Администрации г. Курска от 24 февраля 2009 г. № 191 "Об утверждении смет стоимости отдельных работ и услуг, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей жилых помещений" в части установления в Приложении № 2 размеров платы за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом содержания контейнерных площадок, в т.ч. сбор и транспортировку крупногабаритного мусора - в сумме 92 коп. за кв. м, захоронение (изоляцию) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - в сумме 6 коп. за 1 кв. м соответствующим статьям 39, 145, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 6, 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, пунктам 1, 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в связи с чем, в удовлетворении заявленного ТСЖ "Созидатели" требования отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Калуга в течение месяца со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий
М.Н.МОРОЗОВА
Судья
О.Н.СИЛАКОВА
Судья
О.А.МАТВЕЕВА
------------------------------------------------------------------