Решение Представительного собрания Обоянского района Курской области от 30.05.2014 N 3/21-II "Об утверждении Положения о порядке осуществления внешнего муниципального финансового контроля"



ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ОБОЯНСКОГО РАЙОНА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. № 3/21-II

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом муниципального района "Обоянский район" Курской области Представительное Собрание Обоянского района Курской области решило:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления внешнего муниципального финансового контроля (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель Представительного Собрания
Обоянского района Курской области
А.В.ЛУКЬЯНЧИКОВ

Глава Обоянского района
Курской области
Н.В.ЧЕРНОУСОВ





Приложение
к решению
Представительного Собрания
Обоянского района Курской области
от 30 мая 2014 г. № 3/21-II

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок осуществления полномочий Контрольно-счетным органом Обоянского района Курской области (далее - КСО) по внешнему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
1.2. При осуществлении внешнего финансового контроля применяются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.
1.3. Вопросы внутренней деятельности КСО при осуществлении контроля определяются регламентом КСО.

2. Полномочия КСО по внешнему муниципальному
финансовому контролю

2.1. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:
1) контроль за исполнением местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Курской области, уставом и нормативными правовыми актами Представительного Собрания Обоянского района Курской области;
12) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района "Обоянский район" Курской области, поступивших в бюджеты поселений Обоянского района.

3. Объекты внешнего муниципального финансового контроля

3.1. Объектами внешнего муниципального финансового контроля (далее - объекты контроля) являются:
1) главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
2) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета муниципального района "Обоянский район" Курской области;
3) муниципальные учреждения;
4) муниципальные унитарные предприятия;
5) хозяйственные товарищества и общества с участием муниципальных образований Обоянского района Курской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
6) юридические лица (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием муниципальных образований Обоянского района Курской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из муниципального бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий;
7) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из муниципального бюджета.
3.2. Внешний муниципальный финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием муниципальных образований Обоянского района Курской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из муниципального бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.

4. Проведение КСО мероприятий по внешнему муниципальному
финансовому контролю

4.1. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется КСО в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
4.2. Внешний финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджета в целях установления законности его исполнения, достоверности учета и отчетности.
4.3. При осуществлении внешнего муниципального финансового контроля применяются следующие методы:
1) проверка - совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
2) ревизия - комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
3) обследование - анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
4.4. Экспертно-аналитические мероприятия проводятся КСО по следующим направлениям:
- аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
- экспертиза проектов решений о бюджете муниципального образования, иных муниципальных нормативных правовых актов в сфере бюджетного законодательства, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
- экспертиза муниципальных программ;
- анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;
- подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- иные направления, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
4.5. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в очередном финансовом году проводятся КСО в соответствии с планом деятельности. План деятельности утверждается председателем КСО в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.
4.6. Председатель КСО вправе вносить изменения и дополнения в годовой план деятельности после его утверждения.
4.7. Внеплановые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся на основании решения председателя КСО при наличии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении объектами контроля нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
4.8. Проведение контрольного мероприятия оформляется соответствующим приказом председателя КСО. Приказ о проведении контрольного мероприятия должен содержать следующую информацию:
- основание для проведения контрольного мероприятия (годовой план деятельности КСО или обстоятельство, послужившее основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия);
- наименование проверяемого объекта контроля;
- вид контрольного мероприятия и краткое описание его содержания;
- персональный состав КСО, сформированной для проведения контрольного мероприятия;
- срок проведения контрольного мероприятия;
- проверяемый период.
4.9. Контрольные мероприятия осуществляются председателем КСО и инспекторами КСО. Срок проведения контрольных мероприятий, численный состав лиц, осуществляющих контрольное мероприятие, устанавливаются исходя из объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля и других обстоятельств.
4.10. При необходимости для проведения контрольных мероприятий могут привлекаться на договорной основе аудиторские фирмы и отдельные специалисты.
4.11. Срок проведения контрольного мероприятия не может превышать двух месяцев.
4.12. Срок проведения контрольного мероприятия, установленный при назначении контрольного мероприятия, может быть продлен председателем КСО, но не более чем на 10 рабочих дней. Решение о продлении срока проведения контрольного мероприятия оформляется приказом председателя КСО.
4.13. Контрольное мероприятие может быть приостановлено в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия.
4.14. Решение о приостановлении контрольного мероприятия принимается председателем КСО. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении контрольного мероприятия председатель КСО:
- письменно извещает руководителя проверяемой организации о приостановлении контрольного мероприятия;
- направляет в проверяемую организацию письменное предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия.
4.15. После устранения причин приостановления контрольного мероприятия КСО возобновляет проведение контрольного мероприятия в сроки, установленные председателем КСО.
4.16. Контрольное мероприятие проводится в соответствии с программой контрольного мероприятия, разработанной и утвержденной председателем КСО.
4.17. В программе контрольного мероприятия должны содержаться:
- основание для проведения контрольного мероприятия;
- цель и предмет проводимого контрольного мероприятия и осуществляемых в его рамках действий;
- объект контроля;
- перечень проверяемых вопросов деятельности объекта контроля (при проведении проверки и обследования);
- сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия;
- лица, осуществляющие контрольное мероприятие;
- срок оформления акта (заключения) и отчета по результатам контрольного мероприятия.
4.18. Утвержденная программа при необходимости может быть дополнена или сокращена в процессе проведения мероприятия руководителем КСО контрольного мероприятия, с обязательным указанием в отчете о результатах мероприятия на корректировку программы.
Дополнение или сокращение программы должно быть утверждено председателем КСО.
4.19. Объект контроля уведомляется о предстоящем контрольном мероприятии путем вручения руководителю или иному уполномоченному лицу объекта контроля приказа председателя КСО о проведении контрольного мероприятия в срок не позднее чем за 5 дней до дня начала срока проведения контрольного мероприятия, установленного в приказе.
4.20. Руководитель КСО при проведении выездной проверки, ревизии должен:
- предъявить руководителю объекта контроля приказ на проведение контрольного мероприятия;
- ознакомить его с программой контрольного мероприятия;
- представить лиц, осуществляющих контрольное мероприятие;
- решить организационно-технические вопросы проведения контрольного мероприятия.
4.21. При осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСО имеет право запрашивать от органов и организаций, их должностных лиц, в отношении которых КСО вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, письменные объяснения, информацию, документы и материалы, необходимые для проведения данных мероприятий. Срок ответа на запрос не может превышать 30 дней с момента его получения, если иной срок не установлен в самом запросе. Срок ответа на запрос должен устанавливаться с учетом возможности его исполнения.
Запрос о предоставлении информации, документов и материалов, подписывается председателем КСО. Запрос вручается нарочным либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением.
4.22. Непредставление или несвоевременное представление органами и организациями, указанными в п. 4.21 настоящего Положения, в КСО по ее запросам информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Курской области.

5. Результаты контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий

5.1. Результаты ревизий, проверок оформляются актом ревизии (проверки).
5.2. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
5.2.1. Вводная часть акта содержит следующую информацию:
- наименование темы контрольного мероприятия;
- дата и место составления акта;
- основание проведения контрольного мероприятия;
- метод проведения контрольного мероприятия по степени охвата документации (сплошной, выборочный);
- фамилии, инициалы и должности лиц, проводивших контрольное мероприятие;
- проверяемый период;
- срок проведения контрольного мероприятия;
- полное и сокращенное наименование проверяемого объекта контроля (ведомственная принадлежность, наименование вышестоящей организации, сведения об учредителях, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета закрытые на момент ревизии (проверки), но действовавшие в проверяемом периоде) в органах казначейства;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- перечень неполученных документов из числа затребованных с указанием причин и номеров актов в случае отказа в их предоставлении или иных фактов препятствования в работе;
- дата начала и окончания контрольного мероприятия;
- основные цели и виды деятельности проверяемого объекта.
Вводная часть акта может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету контрольного мероприятия.
5.2.2. Описательная часть акта включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе контрольного мероприятия. В описательной части акта указываются:
- выявленные факты нарушения законов и нормативных актов в деятельности проверяемого объекта с указанием статей правовых актов, требования которых нарушены, оценки ущерба для бюджета муниципального образования, периода, за который причинен ущерб и должностных лиц, допустивших нарушения;
- выявленные факты нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств с указанием оценки ущерба для бюджета муниципального образования, периода, за который причинен ущерб, и должностных лиц, допустивших нарушения;
- выявленные недостатки в управлении и ведомственном контроле в сфере, соответствующей предмету контрольного мероприятия;
- выявленные факты неправильного ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- выявленные факты недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;
- размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений с указанием должностных лиц, допустивших нарушения.
5.2.3. В заключительной части акта указывается обобщенная информация о результатах контрольного мероприятия, в том числе о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджета Российской Федерации.
5.2.4. При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность изложения.
5.2.5. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля, другими материалами. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту.
5.2.6. В акт не допускается включение выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами контрольного мероприятия.
5.3. Акт составляется в количестве экземпляров, обеспечивающем по одному экземпляру акта для КСО и проверяемой организации.
5.4. Акт вручается руководителю объекта контроля или уполномоченному им лицу либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 3 рабочих дней с момента его изготовления.
При вручении акта руководитель объекта контроля или уполномоченное им лицо на последней странице экземпляра акта, который остается в КСО, делает запись о получении акта с указанием должности, фамилии и инициалов, а также даты получения акта за подписью лица, получившего акт.
При несогласии лица, получившего акт, с фактами, изложенными в акте, ему предлагается подписать акт с указанием на наличие возражений. Возражения излагаются в письменном виде и направляются в КСО в течение 7 рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения являются неотъемлемыми приложениями к акту. При получении акта по почте руководитель объекта контроля или лицо, им уполномоченное, представляют в КСО подписанный акт (с возражениями при их наличии) в течение 7 рабочих дней со дня получения акта.
5.5. Председатель КСО в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение.
Один экземпляр заключения направляется объекту контроля заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта контроля или лицу, им уполномоченному, под расписку. Другой экземпляр заключения приобщается к материалам контрольного мероприятия.
5.6. По результатам проведения контрольного мероприятия КСО контрольного мероприятия составляется отчет, который приобщается к материалам контрольного мероприятия.
5.7. По результатам проведения обследования и иных экспертно-аналитических мероприятий КСО составляется заключение.
5.7.1. В заключении указываются:
- краткое описание содержания проведенного мероприятия;
- фамилии, инициалы и должности лиц, проводивших мероприятие;
- анализ, оценка, выводы, замечания и предложения (при наличии).
5.8. В случае, если выявленные в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушения содержат в себе признаки состава преступления или необходимо принять срочные меры для пресечения противоправных действий, проверяющий незамедлительно оформляет акт по конкретному факту выявленных нарушений, информирует председателя КСО, требует письменных объяснений от должностных лиц проверяемого объекта, а также незамедлительного принятия ими мер по пресечению противоправных действий, в случае необходимости обращается в правоохранительные органы.
5.9. В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, КСО составляются представления и (или) предписания в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5.10. КСО вправе анализировать итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств бюджета. На основе полученных данных КСО разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и представляет их на рассмотрение в Представительное Собрание Обоянского района Курской области или в Собрания депутатов поселений Обоянского района.
5.11. КСО представляет председателю Представительного Собрания Обоянского района Курской области, Главе Обоянского района информацию о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
5.12. Ежегодно КСО представляет Представительному Собранию Обоянского района Курской области отчеты о своей работе.


------------------------------------------------------------------