Решение Арбитражного суда Курской области от 22.08.2014 N А35-3528/2014 <О признании недействующим пункта 7 и частично недействующим пункта 9 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утв. Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 N 198-па >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу № А35-3528/2014

Резолютивная часть решения объявлена 15.08.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 22.08.2014.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Суходольской Н.Е., судей Арцыбашевой Т.Ю., Матвеевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цуцковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Любажский кирпичный завод"
к Администрации Курской области
об оспаривании нормативного правового акта,
лица, участвующие в деле: прокурор Курской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Думин В.П. - по доверенности от 24.03.2014,
от заинтересованного лица: Жиров Е.В. - по доверенности от 19.11.2013 № 01-16/27,
от прокурора Курской области: Михайлова Е.В. - по служебному удостоверению.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Любажский кирпичный завод" обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием:
признать недействующими, как не соответствующие части 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ):
- пункт 7 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па (в редакции Постановлений Администрации Курской области от 18.08.2010 № 358-па, от 14.03.2012 № 231-па, от 09.08.2012 № 696-па) полностью;
- пункт 9 вышеуказанного Порядка в части, предусматривающей основанием для отказа в рассмотрении заявки предоставление документов с нарушением требований пункта 7 настоящего Порядка.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Курской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заявителя также пояснил, что ранее заявитель обращался с данными требованиями в Курский областной суд, который отказал в принятии заявления в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель прокурора Курской области просил удовлетворить заявленные требования, представил письменное мнение.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Любажский кирпичный завод" (далее - ООО "ПО "Любажский кирпичный завод"), место нахождения: 307176, Курская область, город Железногорск, улица Димитрова, д. 16, стр. 9, зарегистрировано в качестве юридического лица 10.11.2010, ОГРН 1104633001098, ИНН 4633024207.
Департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области была предоставлена ООО "ПО "Любажский кирпичный завод" лицензия КРС 80083 ТЭ на пользование участком недр Верхне-Любажского месторождения суглинков в Фатежском районе Курской области с целевым назначением и видами работ - добыча общераспространенного полезного ископаемого - суглинков; срок окончания действия лицензии 01.01.2014.
20.12.2013 ООО "ПО "Любажский кирпичный завод" подало заявку в Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области (исх. № 170) о внесении изменений и дополнений в вышеуказанную лицензию в части:
- расширения границ участка недр, предоставленного в пользование для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в связи с увеличением объемов производства;
- отказа недропользователя от отработанной части участка недр;
- продления срока пользования участком недр (на 25 лет до 01.01.2039 на срок амортизации приобретенного нового оборудования).
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области на основании пункта 9 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па, принял решение от 24.12.2013 № 02.4-03-21/3909 об отказе в рассмотрении заявки на внесение изменений в условия пользования недрами в связи с пропуском Обществом срока, установленного пунктом 7 Порядка.
В соответствии с приказом Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области от 09.01.2014 № 3/01-11 прекращено право ООО "ПО "Любажский кирпичный завод" пользования Верхне-Любажским месторождением суглинков в Фатежском районе Курской области и аннулирована лицензия на пользование недрами, зарегистрированная в Реестре государственной регистрации лицензий на пользование недрами на территории Курской области от 03.06.2013 № 83/КРС 80083 ТЭ.
Основанием для отказа заявителю в рассмотрении вышеуказанной заявки послужили положения пунктов 7 и 9 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па.
По мнению заявителя, пункты 7 и 9 вышеуказанного Порядка противоречат Закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", поскольку ограничивают гарантированное частью 3 статьи 10 Закона РФ "О недрах" право пользователя недр на продление срока пользования участком недр установлением дополнительных условий.
Таким образом, по мнению заявителя, Порядок внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области (в оспариваемой части), утвержденный постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па, противоречит действующему Закону Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" № 781-II ГД от 11.11.1996 нормативный правовой акт определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов полностью или в части" установлено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Судом установлено, что оспариваемый в соответствующей части правовой акт соответствует признакам нормативного правового акта, так как представляет собой акт государственного органа исполнительной власти, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Отнесение оспариваемого акта к нормативным правовым актам лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" данное дело рассмотрено арбитражным судом в соответствии с правилами, предусмотренными АПК РФ и действовавшими на день принятия дела к производству (28.04.2014).
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 27 АПК РФ, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в арбитражный суд) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в арбитражный суд) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 2.1 и 2.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" установлено, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере. Если федеральным законом установлено, что нормативный правовой акт может быть обжалован в суд или арбитражный суд, дело об оспаривании такого акта, если им затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом (статьи 29, 191 АПК РФ).
Заявитель ссылается на положения пункта 2 части 2 статьи 50 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", согласно которому рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежит обжалование решений органов государственной власти, противоречащих настоящему закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользование недрами или о досрочном прекращении права на пользование недрами.
Арбитражный суд полагает с учетом положений пунктов 2.1 и 2.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58, статьи 50 Закона РФ "О недрах" возможным рассмотреть данный спор.
Кроме того, арбитражный суд принимает во внимание то обстоятельство, что заявитель ранее обращался в суд общей юрисдикции. Вместе с тем, определением Курского областного суда от 08.04.2014 отказано в принятии заявления ООО "ПО "Любажский кирпичный завод" о признании недействующими отдельных положений Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па. Основанием для отказа в принятии указанного заявления послужил вывод суда о том, что данное заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, прокурора, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в арбитражный суд) при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление предусмотренных законодательством о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях (пункт 43 части 2 статьи 26.3).
Пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях отнесено принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах.
В силу части 6 статьи 16 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 364-ФЗ) порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па "О порядке внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области" принято уполномоченным органом в рамках компетенции, предоставленной законом. Нормативный правовой акт опубликован в газете "Курская правда" 27.05.2010 № 59 и на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru.
Согласно статье 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1); лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3).
На основании части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 20-ФЗ) участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающих рациональное использование и охрану недр.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
При этом Законом РФ "О недрах" не предусмотрено иных условий (помимо отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр) продления срока пользования участком недр, в том числе не установлен срок, в течение которого пользователь недр должен обратиться с соответствующей инициативой.
Тем самым реализация пользователем недр права на продление срока пользования участком недр не поставлена федеральным законодателем в зависимость от подачи такой заявки в пределах какого-либо срока.
Пунктом 7 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па, предусмотрено, что в случае продления пользования участком недр заявка по данному вопросу должна быть подана в департамент экологической безопасности и природопользования Курской области не позднее трех месяцев до окончания срока действия лицензии.
В силу пункта 9 вышеуказанного Порядка основанием для отказа в рассмотрении заявки является представление документов с нарушением требований пунктов 6 и 7 настоящего Порядка, при этом пользователь недр извещается об отказе письменно в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки.
Следовательно, пункты 7 и 9 Порядка ограничивают возможность подачи пользователем недр заявки на продление срока пользования участком недр периодом времени - не позднее трех месяцев до окончания срока действия лицензии, и позволяют уполномоченному органу при несоблюдении данного срока отказывать в рассмотрении заявки.
При этом Порядок не содержит процедуры восстановления или продления пропущенного срока на подачу заявки о продлении срока действия лицензии, в связи с этим фактически установлен пресекательный срок, по истечении которого пользователь недр не имеет возможности обращаться в лицензирующий орган.
Таким образом, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации содержит дополнительные условия для продления срока пользования участком недр, устанавливая срок, по истечении которого пользователь недр не имеет возможности обратиться с заявкой по этому вопросу; нарушение установленного срока является основанием для отказа в рассмотрении заявки.
Из материалов дела следует, что Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области на основании пункта 9 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па, принял решение от 24.12.2013 № 02.4-03-21/3909 об отказе в рассмотрении заявки на внесение изменений в условия пользования недрами в связи с пропуском Обществом срока, установленного пунктом 7 Порядка.
Основанием для отказа заявителю в рассмотрении заявки послужили положения пунктов 7 и 9 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па.
Тем самым, в связи с действием оспариваемых пунктов Порядка нарушены права и законные интересы ООО "ПО "Любажский кирпичный завод" в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.
Администрацией Курской области не представлены доказательства в обоснование правомерности ограничения гарантированного частью 3 статьи 10 Закона РФ "О недрах" права пользователя недр на продление срока пользования участком недр.
С учетом изложенных обстоятельств, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 7 статьи 195 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в арбитражный суд) нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд в размере 2000 рублей, в порядке статьи 110 АПК РФ, подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 167 - 170, 176, 180, 181, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействующими, как не соответствующие части 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ):
- пункт 7 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области", утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 18.08.2010 № 358-па, от 14.03.2012 № 231-па, от 09.08.2012 № 696-па) полностью;
- пункт 9 Порядка внесения изменений в условия пользования участками недр, определенные лицензиями на пользование участками недр местного значения, на территории Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 17.05.2010 № 198-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 18.08.2010 № 358-па, от 14.03.2012 № 231-па, от 09.08.2012 № 696-па) в части, предусматривающей основанием для отказа в рассмотрении заявки предоставление документов с нарушением требований пункта 7 настоящего Порядка.
Взыскать с Администрации Курской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Любажский кирпичный завод" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий
Н.Е.СУХОДОЛЬСКАЯ

Судьи
Т.Ю.АРЦЫБАШЕВА
О.А.МАТВЕЕВА


------------------------------------------------------------------